Вернуться в 1995 год

1994

Предыдущая статья

 

Следующая статья

1996

Песнь о навигаторе

Да не иссякнет у юных дев кипяток
Писать от умиления творчеством Б.Г.

Давным-недавно, в темном царстве, советском государстве жил да пел, о нас радел добрый молодец свет Борис. Взором и помыслами светел, речью ладен, фигурой складен. Правда, в текстах бывал замысловат, ну да в те эзоповы времена сие было куда как понятно и оттого лишь милее слушалось. Само собой, что оказался он на нашей фольклорной ниве самым главным из настоящих рокеров.

Но судьба сыграла с ним злую шутку: не в одночасье, но все ж внезапно вышибла из-под опорного места неструганую скамейку. И шлепнулся чудо-песенник пока не в единое экономическое, но в общее культурное пространство. Поехал всей славной группой "Аквариум" в Америку диск записывать.

Записал и даже вернулся после этого, не стал, как некоторые, на бензоколонке работать. Потекла, заструилась, рассекаемая оморщинившимся челом, новая жизнь.

Концерты - пожалуйста, студии заморские - только плати. И пришла кручина, откуда не ждали. Годы идут, пора солидность приобрести, уж паспорт жухл и волос сед. А хочется же и среди живых остаться, и в бронзе себя увидать. Свои затеи молодецкие давно иссякли и уже на CD переизданы, Хвостенко больше "Небов Голубых" не пишет, видимо, чтоб больше не драли: за бугром и у самих с идейками туго, да и тянуть оттуда посложнее стало - все здесь крутится.

И занялся Борис Борисович освоением нового жизненного пространства. Отстали, растворившись в дымке прошлого, хипповского склада и толку, музыканты, и предстал теперь перед поредевшими слушателями "Аквариум" нового типа. С самим, главным и единственным, да группой сопровождения, которая, как кажется порой, есть лишь для того, чтобы ему не страшно или не скучно на сцене одному стоять и было громче кого на гитаре играть.

Сами они музицируют бесхитростно, но складно, жаль совсем безлико и только почтительностью своею по отношению к Б.Г. и заметны. Мил лишь баянист, да и тот за широкой шляпой-паранджой спрятан. Результатом этих метаморфоз явился "Навигатор", который и был представлен в ДК Горбунова компанией "Фили".

Борис Гребенщиков сегодняшний - хороший шансонье, маэстро малой сцены, мастер городского романса. Похоже, лавры Вертинского не дают Борис Борисычу покоя. Правда, получается некий перекос в сторону вальсочков, сыгранных на блатных аккордах. Этакий Штраус Северной Пальмиры.

А в общем все весьма мелодично, доходчиво и мило, совсем не мешает, не отвлекает. Легкая, незамысловатая музыка, главное, в тексты особенно не вслушиваться, а то от чего-нибудь типа "отсекать привяза-анности" кайф и рассеется.

Вообще, на концерте скучно и неинтересно. "Момента творчества" мною замечено не было, может, зевнул в то время. Ситуация понятна - съездили в туманну Англию, записали альбом, поиздержались - надо прочесать с концертами, поправить финансовое положение. В продаже пока только кассеты, чтобы с диска не пиратствовали. По-моему, напрасные опасения. Пираты, скорее всего, на дополнительный тираж не решатся.

О публике лучше всего сказал в телеинтервью сам Б.Г.:"Вон молодежь у сцены скачет, пляшет, и безо всякого астрала". Да, Борис Борисович давно уже стал фигурою культовой и может рассчитывать на зал хоть небольшой, но полный слушателей благодарных и кредитоспособных.

Все это понятно и хорошо, все бы ничего, да только у нас вот ведь как: взял в руки булыжник, так сразу борец за дело пролетариата, гитару - так неизбежно пророк и учитель. И стоит он сегодня на развороте обложки своей кассеты с гордым названием "Навигатор", с непростым прищуром всевидящих глаз, лицом и рубахой прост да пятнистой формою грозен, стоит среди поля русского, некошеного, в образе богатыря непрошеного. И даже облачко над его светлой головушкой светлым ореолом. А в уголочке, пониже, начертаны слова заветные:

"Пусть все благо,
Которое есть в этом .альбоме,
Послужит прекращению войн в России и за ее пределами". Вот.

Юрий Трофимов
Фото: Сергей Бабенке
"????" (1995г)


Начинается "Навигатор" запоздало-антитоталитарным городским романсом с кокетливым рефреном, вынесенным в заглавие ("Голубой Огонек"), каковой более под стать какому-нибудь Василию Пензенскому. Затем, как бы от стыда за предыдущую слабость, идет наигребенщииовсная эпическая песня, с доносящимися время от времени модными звуками от крутой студии (иноземный фуз, взвяки всяческие...). Третье произведение, песня-страдание за Родину поражает слух засоренностью звука псевдошотландсними рожнами. Дальше - нетривиальное сочетание эстрадно-симфонической аранжировки гитары с рельефной фактурой текста "а стаду все равно, его съели с говном...". Следом - грустная частушка, с щемяще-русским вступлением, где гитара и не гитара вовсе, а балалайка. Текст с музыкой здесь в полной гармонии - "мается, мается - жизнь не получается". И обязательная, просчитанная загадочная несуразность "Гарсон Номер Два", и нарциссизм самого "Навигатора", и легкие цитатные прогулки по "Аквариуму" прошлых лет.


Статья сохранена Дмитрием Макиевским


Вернуться в 1995 год

1994

Предыдущая статья

 

Следующая статья

1996