Навигатор отплывает к местам собственной боевой славы
До рекорда группы "На-На" (20 концертов подряд в ГЦКЗ "Россия") "Аквариуму", конечно, далеко. Но три аншлага в ДК им. Горбунова, а потом сразу же еще один, сверхплановый, тоже достижение, подобного которому старожилы рок-тусовки уже давненько не могут вспомнить. Хотя все логично: любое появление Бориса Гребенщикова на московской сцене неизменно становится событием. Впрочем, не все критики единодушны в его оценках.
Редакционный эксперт по проблемам "Аквариума" и давний исследователь творчества Б.Г. Александр МОНАХОВ побывал в "Горбушке", где маэстро представлял новую программу "Навигатор"
Есть ощутимая дисгармония в близком расположении слов "аквариум" (1 Закрытый небольшой сосуд с водой и рыбками; 2. Одна из старейших отечественных рок-групп) и "навигатор" (1 Мастер судовождения в открытом море; 2. Новая программа упомянутого коллектива). Есть некоторая разница между отчаянием и легким разочарованием, между смертью и обмороком, между драйвом и профессионализмом, между рок-н-роллом и имитацией.
Происходившее на концертах более всего угнетало именно этим искусственным саморазогревом, акцентом на собственную неуспокоенность, этим "когда я трезв, я Муму и Герасим, мама, а так я война и мир" И один раз рукой мимо струн в упоении, а другой раз - попал почти со злостью, так что все задребезжало. Самый ужасный и во многом показательный фрагмент концерта - загубленная песня "Ты нужна мне" БГ требовался грязный звук, скребущий по нервам, раздирающий благодушный настрой, он его и сделал, расстроив гитару, но - чуть больше, чем надо. Ему все еще можно было почти поверить, но бешеный напор пару раз перетек в вялые гитарные переборы и оказался в итоге только игрой. Простое и давнее правило рок-н-ролла, если хочешь рвать струны, рви их, а не показывай, как именно ты хочешь это сделать.
Один из главных хитов нового альбома - "Таможенный блюз" - недаром сразу же стали всего лишь сравнивать с "Козлами", ностальгически удивляясь уже тому, что БГ попрежнему может хотя бы чуть приблизиться к давним своим вещам, что есть порох и - что там еще говорится в таких случаях. А он, похоже, как и в конце 80-х, стал повторять однажды найденный вариант себя: после неожиданного и необычного "Русского альбома" - этап четырехлетней давности в развитии группы - периодически записывались отдельные неплохие песни, но не появлялось радикально, концептуально новой работы.
Надежда на новизну "Навигатора" развеивалась с каждой свежей вещью: если парочка еще была достаточно энергично сыграна, то все остальные плавно вписывались в один ряд с тоскливейшими опусами последних лет, с "Летчиком", "Дубровским", "Костромой" и "Гертрудой" Относительно неожиданное откровение "На кой мне хрен ваш город золотой" оказалось зачеркнуто по-пионерски идиотским призывом на билете "Пусть все хорошее, что будет на этом концерте, послужит прекращению войн в России и за ее пределами".
Лучшая строчка концерта -"Моя смерть ездит в черной машине с голубым огоньком" Искать символ в цвете машины, на которой ездит БГ, лень.
Алекоищр МОНАХОВ.
Фото: Олега КОРОЛЕВА
"Комсомольская
правда" (27
сентября 1995г)
Статья
сохранена Дмитрием Макиевским