Первоисточники и своеобразие
Перефразируя американского классика, можно сказать: "Для того, чтобы отличить хорошую пластинку от плохой, надо послушать пять тысяч пластинок". Борис Гребенщиков слушает музыку не только на концертах или в студии, и не только свою собственную. Александр Долгов и Алекс Федечко-Мацкевич (фото) встретились с БГ на репетиционной базе АКВАРИУМа на Пушкинской, 10.
Борис Гребенщиков: Джерри Гарсиа из GRATEFUL DEAD сказал как-то раз очень правильную фразу: "Пока мы используем технологию как игрушку, которая позволяет нам расширить рамки нашего творчества - все в порядке. Как только технология начинает нами управлять - мы в жопе." Краткий перевод моими словами. С этой точки зрения что гитара, что ситара, что последний секвенсор - абсолютно все равно. Если он служит для того, чтобы интереснее и точнее сделать то, что хочешь - это замечательно. Если ты позволяешь секвенсорам управлять собой и слушаешь только ту музыку, где есть секвенсоры - ты в жопе раз и навсегда. Люди, которые слушают исключительно RED SNAPPER, ничуть не лучше людей, которые слушают исключительно LED ZEPPELIN или Майлза Дэвиса. Музыка бывает вневременная, а бывает сегодняшняя - та, которой не было вчера и не будет завтра. Эта музыка интересна как набор приемов - чтобы посмотреть, какие приемы любопытны, чем можно усовершенствовать свою коллекцию игрушек.
Тишина - это идеальная музыка. Но есть музыка, которая меньше всего мешает... Если представить, что человеческий дух - это, скажем, дерево, то лучше всего та музыка, которая позволяет этому дереву расти максимально высоко. И плоха та музыка, которая это дерево подавляет.
Когда я ем, я ничего не слушаю. Но если я разговариваю с кем-то, я вполне могу поставить что-то - от Терри Райли и Шанкара до Майлза Дэвиса. Потому что музыка, которая играет как background - она очень сильно определяет настроение. Хорошая музыка - как хорошее вино, если ее правильно выбрать, она помогает беседе. Мы сидим, разговариваем с друзьями и у нас, как правило, одни вкусы.
В фонотеке Бориса Гребенщикова - более тысячи альбомов.
Это компакт-диски, винила у меня мало осталось. Виниловые диски потерялись, потому что я столько раз переезжал из дома в дом - потерялись по дороге. И, потом, у меня много виниловых пластинок никогда не было. Когда они выходили, у меня еще не было денег. Около сорока дисков у меня было. Потому что все было на кассетах - с середины 80-х я перешел на кассеты. А до этого все было на катушках.
Из того, что я купил за последние полгода: Десмонда я купил во Владивостоке, Петти - тоже во Владивостоке, что-то купил в Ижевске, что-то - здесь в Ленинграде, что-то купил в Индии... Если я захожу в хороший магазин, то я без десяти компактов не уйду. Если это в Англии, то очень прилично - большая часть денег уходит. А если пиратские где-нибудь покупать... Я слушаю их, но только в том случае, когда, скажем, мне срочно нужен "Beggars Banquet" - я иду и смотрю, где его можно купить. Интереснее покупать в натуральном виде. И приятнее его держать, и там есть такая информация, которой нет у пиратов.
С какой музыки БГ начинает свой день?
Как правило, кому-то что-то записываю. Сегодня это были COCTEAU TWINS. Я очень давно для себя понял, что музыка, которую ты слушаешь, очень сильно определяет твой душевный настрой на день.
За последние тридцать пять лет мои вкусы не изменились. Поэтому то, что для меня BEATLES значили тогда, они значат и сейчас. Просто у меня добавляется очень многое все время. Некоторые вещи навсегда, некоторые - на какое-то время. Но то, что я любил тогда, я и сейчас люблю. Скажем, GERRY AND THE PAGEMAKERS я слушать сейчас особенно не стану...
Как БГ знакомится с новой музыкой?
Я ориентируюсь по знакомым названиям. Скажем, тот же R.E.M. или кто-то еще что-то новое делает - я пойду покупать их сразу же. Во-вторых, я что-то слушаю у друзей или в магазине. И в-третьих - по журналам, но это вообще очень мало. Вот только "Q" я регулярно читаю. Как правило, когда они напишут про эту пластинку, она у меня уже есть. Вот про Петти до сих пор ничего еще нет. Очень забавно. Он ушел в традицию совсем.
У нас даже на сайте есть такая страница - музыка, которую мы считаем хорошей. Если кого-то интересует наш вкус - там все есть.
Самая любимая песня БГ на сегодня?
Четвертый трек на пластинке "Up" R.E.M., которая частично на музыку Коэна - "Hope". У меня получается так, что я с большим уважением отношусь к самым неожиданным вещам. Т. е. мне откровенно нравится песня Линды "Ворона". Очень понравилась. Потому что музыка сделана в хорошем стиле, отличный ритм и - слова неглупые. У нее свой стиль, что меня бесконечно поражает. Но эта музыка для меня настолько вторична... Скажем, можно слушать Агутина, но он все равно будет вторичен по отношению к GIPSY KINGS. Поэтому мне интересны только первоисточники. Последнее, что у нас было своеобразного - это НАУТИЛУС, с моей точки зрения - "Крылья" и "Титаник". В 80-е все-таки их очень хорошие песни были очень плохо сделаны. А вот на "Титанике" и "Крыльях" они достигли очень большого своеобразия, которое, опять-таки, не читается вне границ России. Но в России эта музыка на меня очень сильно действует.
Дома я слушаю музыку очень редко. Когда я езжу в машине, у меня всегда включено радио. Принимает, к сожалению, только "Северную Столицу", "Ностальжи" и "Европу Плюс". И поэтому я слушаю только "Северную Столицу". Ну, когда мне становится совсем невмоготу, я переключаю. Неважно что, просто надоедает - Кокера и Тину Тернер я не могу больше слушать физически.
Одно время у меня играл в голове СПЛИН, набор из "Гранатового Альбома". Это радовало. Настолько редкое явление, что у меня в голове играет музыка наших коллег, причем русских - это просто счастье.
В туре мы придумали очень хорошую систему снабжения музыкой - я на MD делаю сборники и с собой три десятка MD беру и слушаю только то, что мне очень нравится. Или что-то новое. Те, что предложены здесь (см. стр. 17 - ред.) плюс Роберт Палмер, плюс Пресли, плюс Майлз Дэвис, плюс японская музыка народная, много индийской музыки. И плюс какие-то общие сборники, например, психоделия 1968 года.
Мне важно в музыке настроение, которое она создает. Если хорошо в него войти, оно начинает менять сознание человека. Для меня ценность музыки в том, что она меняет сознание и полностью уводит от быта, который я в детстве не любил... Не то что быт, а в смысле отношения к жизни как к чему-то постылому, скучному, из которого не выйти. Вот это отношение меня в детстве не устраивало, и рок-н-ролл меня целиком спас. И я до сих пор вот спасаюсь, тридцать пять лет в этом состоянии нахожусь. И мне это нравится. Мне открылся весь мир.
Когда я в Индии или в Непале или где-то еще - я могу музыки не слышать две недели, три недели, месяц. Я про нее забываю. Музыка меня уже подготовила к этому.
Первое фото: МС
Кошкин.
(с) Журнал FUZZ №6, июнь 1999
Статья
сохранена Сергеем Варюшкиным